Классификация задвижек
Задвижки относят к запорной арматуре. Они предназначены для полного и частичного перекрытия подачи по трубопроводам жидкости, газа, сыпучих материалов, в сфере ЖКХ, нефтяной, газовой, энергетической, химической, металлургической и др. промышленностях. Механизм запирания у задвижек осуществляется при поступательном перемещении запорного элемента перпендикулярно направлению движения транспортируемой среды. Эта особенность приводит к одному из главных преимуществ задвижек перед другой запорной арматуры - малый коэффициент гидравлического сопротивления потоку.
Задвижки широко применяют для перекрытия потоков газообразных и жидких сред в трубопроводах с диаметрами условных проходов от 15 до 2000 мм при рабочих давлениях от 0,16 до 25 МПа и температуре среды от -60 до 565C.
Использование задвижек в той или иной системе во многом зависит от материала, из которого сделаны ее детали. Материал определяет прочностные, коррозионные, износостойкие и другие свойства задвижек. В настоящее время задвижки изготавливают из чугуна, стали, цветных металлов, различных сплавов, покрытые химически и износостойкими лаками, и красками.
Виды и классификация задвижек
Корпус
Тип уплотнения
Тип передачи усилия
Тип привода
Затворный узел
По технологии изготовления корпуса:
- Сварные
- Литые – основной метод формообразования корпусов
- Кованые или штампованные – применяется для создания высокопрочных корпусов, детали соединяются между собой сваркой
По типу уплотнения:
- Графитоармированные, жидкометаллические
- Сальниковые – шпиндель (шток) отделяется от рабочей среды сальниковой прокладкой, пропитанной маслом и сжатой накидной гайкой или специальной деталью – сальником
- Сильфонные – герметичность достигается за счет использования гофрированных упругих оболочек из металлических и синтетических материалов
По типу передачи усилия:
- Вращательное – применяется в ручных механических системах, где винтовой шпиндель перемещается за счет маховика
- Поступательное – шток имеет цилиндрическую форму и перемещается за счет передачи ему усилия гидравлическим или электрическим способом
По типу привода:
- Ручной – для передачи усилия используют маховик и шпиндель с резьбой
- Маховик с выдвижным штоком
- Маховик с редуктором
- Маховик с невыдвижным штоком
- Электрический – управление задвижкой происходит перемещающимся шпинделем, который является якорем электрокатушки
- Гидравлический – на подвижной шток с заслонкой, помещенный в герметичный цилиндр, оказывает давление гидравлическая жидкость
- Пневматический – шпиндель передвигается за счет давления на его поверхность сжатого воздуха
По типу затворного узла:
- Клиновые (жесткий клин, клин с двумя дисками, прорезиненный клин) – затвор имеет клиновидную форму, при опускании располагается между двумя наклонными седельными поверхностями
- Параллельные (одно- или двухдисковые, шиберные) – затворный элемент сделан в форме плоского диска или шибера, которые запирают канал, опускаясь в небольшие профильные углубления в корпусе
- Шланговые – при работе системы затворный механизм сдавливает эластичный резиновый шланг, перекрывая тем самым канал движения вещества
- Поворотные – запорный элемент в виде диска располагается в канале трубы на его центральной линии, при работе он разворачивается вокруг центральной оси и перекрывает поток
Пример условного обозначения
Первая цифра означает код продукции. Задвижка может иметь значение 30 либо 31. Следующая маленькая буква указывает на материал корпуса. В данном случае «с» расшифровывается как сталь. Если стоит буква «ч», то изделие выполнено из чугуна, «нж» обозначает нержавейку, а «б» бронзу. Затем указывается заводской шифр, в рассматриваемом примере задвижка имеет цифру 41. Затем расшифровывается материал уплотнительного элемента. «нж» — нержавейка. После дефиса идет указание проходного отверстия ДУ. Значит, задвижка имеет внутренний диаметр 80 мм.
Предварительную оценку арматуры можно сделать по цвету, в который окрашена задвижка:
- Чугун. Задвижка окрашена в черный цвет;
- Сталь углеродистая. Цвет окраски серый;
- Сталь стойкая к коррозии. Маркируется голубым цветом;
- Легированная сталь. Высокопрочная задвижка из этого материала окрашивается в синий.
Фото отгружаемой продукции